Российский газ мешает антироссийской дружбе
07.12.2005

Специалисты по международным отношениям знают много способов анализа внешнеполитического курса стран по различным косвенным показателям. Традиционно заключение об основных целях дипломатии нового руководителя любого государства делается на основании того, куда этот руководитель делает свои первые визиты после вступления в должность. Начало работы Ангелы Меркель на посту главы немецкого кабинета министров показало, что такой метод оценки внешнеполитических приоритетов правилен лишь частично.

Свой первый визит в качестве канцлера ФРГ Меркель нанесла в Брюссель. Также не забыла руководительница Германии встретиться и с Шираком, президентом страны, ставшей за последние пятьдесят лет чуть ли не самым главным союзником Германии.

Эти визиты были вполне понятны и легко предсказуемы. Некоторая интрига сохранялась только вокруг дальнейших дипломатических шагов Меркель, которая в конце минувшей недели направилась в Варшаву.

С одной стороны, такой выбор страны для визита неожиданным не назовёшь: ещё в ходе предвыборной кампании христианские демократы, критикуя промосковский курс канцлера Шрёдера, заявляли о необходимости улучшения отношений с восточными соседями.

Однако, как известно, немецкие избиратели расставили всё на свои места: союз христианских партий оказался в правительстве так называемой "большой" коалиции вместе с социал-демократами, и о кардинальном расставании с политикой предыдущего социал-демократического кабинета пришлось забыть.

Более того, новый министр иностранных дел Германии социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер считается одним из архитекторов политики хороших отношений с Россией, начатой канцлером Шрёдером, руководителем ведомства которого Штайнмайер был ранее.

В Польшу Меркель поехала скорее для того, чтобы сохранить политическое лицо и лично объявить полякам, возможно, даже с некоторым сожалением, что коренного пересмотра германской внешней политики, например, в форме отказа от исключительно выгодного Западной Европе проекта Северо-европейского газопровода Варшаве ждать не следует.

Думается, что стратеги союза христианских партий, сделавшие ставку во время кампании по выборам в германский Бундестаг на обещание улучшения отношений Берлина со своими восточными соседями в целом и Польшей в особенности, оказались разочарованы и по другой причине. Оказалось, что сами поляки такого желания дружбы, высказываемого немцами, мягко говоря, не ценят. В ходе недавней президентской кампании победивший на выборах Качинский делал чуть ли не главный упор на разнообразных ксенофобских высказываниях, причём антинемецких лозунгов было даже, пожалуй, больше, чем антироссийских.
Помимо давней нелюбви, почти ненависти, поляков к немцам масла в огонь всё-таки добавляет скандал вокруг Северо-европейского газопровода. Готовое к компромиссам немецкое правительство и представители частных фирм, занятых строительством газопровода, вроде бы даже предложили польской стороне принять участие в работе комиссии по достижению компромиссов по поводу СЕГ. Однако представители официальной Варшавы если и примут участие в работе такого согласительного органа, то будут делать это крайне неохотно.

Одна из наиболее вероятных причин этого заключается в том, что при любом формате работ по строительству СЕГ российское участие будет доминирующим и составит 51 процент. Следовательно, при любом развитии событий Россия сохранит контроль над одним из важнейших источников по снабжению Европы топливом.

Вряд ли такое положение может понравиться кому-то в Восточной Европе. Получается, что спустя пятнадцать лет Россия возвращает, после окончания "холодной" войны казалось, безнадёжно утраченный вес в Европе. И делает это без танков, ракет и связанных с их производством проблем для национальной экономики.


К списку                                       © Copyright 2005 Www.policom.ru
 


www.warsaw.ru